Упражнение цифровая таблица. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал (ПЯТЬ ТАБЛИЦ СМ. НИЖЕ)



Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):

    эффективность работы (ЭР),

    степень врабатываемости (ВР),

    психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5 ) / 5 , где

    Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники

    Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

СУТЬ ЗАНЯТИЯ:

С помощью таблиц расширяется угол зрения, возрастает концентрация и скорость передвижения зрачка. Для этого необходимо отодвигать таблицы на расстояние четкой видимости и смотря в центр отыскивать все цифры в прямом порядке, а так же в обратном. Зрение (глаза) за цифрами не водить! Глаза расслаблены и смотрят четко в центр, необходимо просто фиксировать цифры, но глаза смотрят в центр.

Самое важное при работе с таблицами Шульте одним взглядом охватывать все числа, как в верхней строчке, так и в нижней строчке, а не счет цифр. Перечисление чисел дается для тренировки внимания, а не как цель.

Повторюсь, что важно в первую очередь охватывать все поле, а не как можно быстрее находить все цифры.

САЙТЫ С ТАБЛИЦАМИ:

http://www.dadon.ru/mik/shultc_change

http://drumrock.skipitnow.org/javascript/shulte-tables/

http://mozlife.ru/catalog/item727.html

Либо см. Файл: ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ.xls

ДОПЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

    ЧАСЫ «СЕКУНДА»: простые часы с секундной стрелкой, смотрим на край секундной стрелки, не отрываясь и не отвлекаясь. Начинать с 5 минут постепенно увеличивать время до 20 минут (можно до часа).

    ЧАСЫ «МИНУТА»: все тоже, но следим за минутной стрелкой. Начинать с 15 минут постепенно увеличивать время до 45 минут (можно до часа).

    ЧАСЫ «ЧАС»: все тоже, но следим за часовой стрелкой. Начинать с 30 минут постепенно увеличивать время до часа и более.

Суть упражнения: чтобы ни происходило с сознанием необходимо следить за краем стрелки. Необычные состояния сознания необходимо научиться удерживать как можно дольше.

Таблицы Шульте и скорочтение

Вопрос о Таблицах Шульте

Меня интересует технология расширения поля зрения с помощью таблиц Шультедля овладения навыкомскорочтения . Я изучал информацию на сайте рассылки, и у меня возникли следующие вопросы:

1. Первая часть вопросов относится к физическим характеристикам таблиц: * их размер * количество элементов * размер элементов (цифр) * форма таблицы (квадрат или прямоугольник) * порядок чтения таблиц (прямо 1..25, или 25..1, или иное) * расстояние между таблицей и глазами.

2. Часть относится к содержимому таблицы Шульте . Дело в том, что, насколько я понял, суть тренинга в одновременном сканировании информации, расположенной на таблице, но в случае, когда за несколько ходов известно, какой будет элемент, теряется новизна. Решение этой проблемы возможно в установлении различных правил прохода таблицы: в обратном порядке, только четные и т.д. Вторая проблема в том, что в единицу времени воспринимается все же один элемент, хотя расширяется физическое поле зрения; ментальное поле зрения не расширяется.

У меня возникло предложение: в таблице цифры размещать парами, разбросанными по полю, и поиск осуществлять, находя соответственно по два элемента.

Ответ по поводу Таблиц Шульте :

Вот что говорится о таблице Шультев книге О.А. Андреева и Л.Н. Хромова "Техника быстрого чтения":

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

    Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов.

    Зона ясного видения занимает 15 градусов.

    Область наилучшего видения занимает 1,5 градуса.

Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте .

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20 (25) см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25. Взгляд следует сосредоточивать в центре квадрата и боковым зрением пытаться найти все числа от единицы до двадцати пяти. Расстояние от таблицы до глаз должно быть 30-33 см. Чтобы не было привыкания к одной таблице, следует сделать несколько таблиц.

Главное не отыскать цифры, главное -- при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и праую, нижние левую и правую цифры.

Руководство. Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.


Тип теста: Вербальный
Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Материал: 5 таблиц Шульте, секундомер, указка.

Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Обработка и интерпретация результатов теста
Оценка результатов: Общее время поиска по всем таблицам разделить на число 5.

Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):


  • эффективность работы (ЭР),

  • степень врабатываемости (ВР),

  • психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5 ) / 5 , где


  • Т i - время работы с i-той ей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Тестовый материал





Таблицы Шульте считаются одним из наиболее эффективных тренажеров для улучшения периферического зрения, внимания, памяти. Соответственно, они помогают научиться быстро читать, легко отыскивать нужную информацию в тексте и развивают психическую устойчивость к внешним раздражителям во время работы. Они представляют собой табличку, в которой произвольно расположены цифры или буквы, одного или нескольких цветов в зависимости от уровня сложности.

Наиболее распространенный вариант таблицы: 5 столбцов и 5 строк, а в ячейках находятся числа от 1 до 25.

Суть упражнения

Во время работы с таблицами Шульте наиболее важную роль играют два пункта: скорость нахождения всех чисел в порядке возрастания (или убывания в зависимости от задания) и правильность выполнения упражнения. Только в этом случае будет положительный эффект от тренировок, и периферическое зрение будет улучшаться.

Таблицы Шульте успешно применяются как в индивидуальном порядке, так и массово, например, на коллективных тренингах. Наиболее быстрый и заметный эффект такая тренировка дает развивающемуся организму, то есть, детям, для которых разработаны специальные видоизмененные таблички.

Что можно ожидать при работе с таблицами?

Зрение человека работает таким образом, что наиболее точная его концентрация приходится на центральную зону сетчатки. Периферические же зоны работают гораздо менее эффективно, из-за чего угол и ширина обзора у человека несколько ограничены.

С помощью таблиц Шульте человек развивает несколько навыков:

  • Периферическое зрение (благодаря чему увеличивается объем фрагмента, который человек воспринимает при чтении);
  • Параллельность восприятия (с помощью таблиц мы учимся одновременно оценивать все ячейки, выбирая нужную, благодаря чему, впоследствии человек будет воспринимать информацию не последовательно – одну часть за другой, а одновременно несколько фрагментов);
  • Стрессоустойчивость (тренировка с таблицами, особенно, если проводить ее в шумном месте или с какими-либо отвлекающими звуками, например, музыкой, позволяет улучшить в стрессовых условиях, что значительно повышает трудоспособность);
  • (благодаря более расширению периферического зрения, человек увеличивает объем текста, который видит, что позволяет ему читать гораздо быстрее);
  • Быстрый поиск информации (работа с таблицами учит взглядом в одну точку охватывать большой объем текста, благодаря чему найти нужную информацию в огромном блоке становится значительно проще).

Прохождение теста также позволяет оценить текущие навыки, чтобы понять, требуется ли их улучшение.

Особое значение имеет работа с таблицами Шульте при общих тренингах нейролингвистического программирования. За счет упражнений повышается трудоспособность работников, а также их умение и скорость выполнения последовательных действий. То есть, таблицы учат человека отключать свое критическое восприятие действительности и переходить в несколько апатичное состояние, что идеально подходит для работы с логически последовательными операциями.

Методика прохождения упражнения

При работе с таблицами главным аспектом является правильность прохождения тренировки. Так как упор производится на улучшение периферического зрения, то тренинг начинают с того, что фокусируют взгляд на центральной ячейке таблицы, а остальные оценивают лишь периферией.

Правильная работа с таблицей выглядит следующим образом:

Скорость прохождения тоже является важным аспектом, но нельзя достигать ее за счет перемещения взгляда по всем ячейкам, так как эффект от тренинга будет потерян. Поэтому на следующем изображении показано, как проходить упражнение нельзя.

Искать числа следует по возрастанию от 1 до 25, мысленно отмечая найденные. Расстояние от глаз до таблицы должно равняться тому расстоянию, при котором человек привык читать. Таблица должна быть четко и полностью видна – обычно интервал составляет 35 – 40 см.

При правильном выполнении задания первое время будет казаться, что получается очень медленно, так как глаза не привыкли эффективно работать периферией. Однако уже через одну – две недели почувствуется положительный результат. Кроме того, на первых порах довольно сложно удерживать взгляд на центральной ячейке – он постоянно будет соскальзывать, чтобы привычно отыскать нужную ячейку центральным зрением. Важно удерживать его на одном месте, то есть, в центре таблицы.

Развитие периферического зрения требует определенного времени, поэтому не следует ожидать результаты уже на следующий день после тренировки. Для достижения максимального эффекта требуется проходить упражнения систематически, с определенной периодичностью. Следует устраивать себе 3 – 4 тренировки в неделю, однако не рекомендуется на протяжении одного сеанса проходить упражнение более 10 раз. Длительность тренинга подбирается индивидуально, но его видимый эффект появляется через несколько недель после начала.

Таблицы Шульте онлайн

Удобнее всего работать с таблицами в онлайн режиме. Мини-тренажер выдаст пользователю случайный вариант таблицы и позволит простым нажатием клавиши зафиксировать время выполнения задания.

В онлайн тестере представлены стандартные варианты таблиц, а вот более сложные уровни или определенные виды таблиц можно либо скачать, либо с развернутой интерпретацией результатов.

Для тех, кто любит особо сложные и интересные задания, представлен необычный вариант таблицы:

Как интерпретировать результат?

После прохождения таблицы возможно выведение определенных результатов. Вычисляются следующие показатели рабочего состояния:

  • Эффективность;
  • Врабатываемость;
  • Устойчивость.

С их помощью можно оценить не только статические, но и динамические результаты работы с таблицей. При расчете результатов с их дальнейшем интерпретацией учитывается скорость нахождения всех чисел (как минимум 4 показателя).

Результаты по всех шкалам могут оцениваться как хорошие, либо требующие тренировок. Для каждого возраста показатели нормы являются разными, как и для каждого варианта таблицы. Более подробно прочитать об интерпретации результатов можно здесь.

Скачать таблицы Шульте

При отсутствии интернета или желании иметь таблицы всегда под рукой в печатном варианте их можно скачать в различных форматах. Кроме того, распечатанные упражнения позволят проводить массовые тренинги на работе или, например, в детских коллективах.

Виды таблиц

Помимо стандартных вариантов 5х5, существуют более простые таблицы для начинающих 3х3 ячейки и 4х4. Также отдельно были созданы следующие варианты таблиц:

· Детские таблицы

Уменьшенные варианты таблиц, которые являются более простыми из-за меньшего количества цифр, отлично подходят для тренинга детей. Для самых младших подойдут упражнения с числами от 1 до 9, а для более старших деток предусмотрены таблицы с 12, 16 и 20 ячейками. Детские таблицы Шульте позволяют тренировать периферическое зрение уже с младшего школьного возраста. Узнать о них подробнее можно здесь.

· Буквенные таблицы

Данный модифицированный вариант таблиц подойдет для тех, кто хорошо помнит алфавит, желательно на уровне автоматизма, как и цифры. Сначала их прохождение будет вызывать определенные трудности из-за проблем с быстрым определением, какую букву искать следующей, однако эффект от таких тренировок гораздо более высокий, чем от цифровых аналогов. Они также бывают разных размеров и вариаций, о чем можно подробнее прочитать в соответствующем разделе о буквенных таблицах Шульте.

· Цветные таблицы

Интересным и усложненным аналогом являются красно-черные таблицы Шульте, в которых предусмотрено для блока чисел от 1 до 25. С их помощью можно значительно разнообразить тренинг, так как вариантов прохождения такого упражнения может быть несколько, например, поиск поочередно чисел красного и черного цвета или поиск всех чисел только одного цвета и так далее. Узнать подробнее о правилах тренинга с красно-черными таблицами можно в разделе о таблицах Горбова-Шульте.

Работа с данными таблицами поможет быстро и без особых усилий развить несколько полезных в работе навыков, что позволит значительно повысить трудоспособность и интеллектуальную нагрузку. Регулярные тренинги с таблицами Шульте являются наиболее эффективной тренировкой скорочтения и концентрации внимания.

Доказано, что при выполнении теста активизируется приток крови в зоне лобных долей головного мозга. Эти участки «отвечают» за интеллектуальные процессы, за координацию мыслей и действий при достижении поставленных целей.

Постоянный тренинг с таблицами Шульте развивает объемное внимание, когда изображения, попавшие в поле зрения, считываются одновременно. Это влияет на улучшение памяти, увеличение ее объема.

Также, регулярное исполнение упражнений с квадратами таблиц активизирует память, мыслительные процессы, способствует развитию навыков оперативного принятия решений. Быстро растет скорость поисковых движений, что активно используется в техниках быстрого чтения. Табличные «квадраты» Шульте задействованы в различных тренингах по нейролингвистическому программированию.

Таблицы Шульте – один из самых простых в использовании психологических тестов. Его используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена “кривая истощаемости (утомляемости)”, отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (поА.Ю.Козыревой ):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

  • Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источник
  • Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

Вот я подготовила для вас 8 таблиц для тренировки:

А здесь 2 таблицы посложнее 10х10 клеток – это та самая детская игра ”В 100 квадратов”, про которую я писала в .

Если еще хотите готовых таблиц, то можете найти их .

Часто используют также буквенные аналоги таблиц Шульте, так называемые “квадраты букв” . Можно просто буквы по порядку, по алфавиту называть, можно слова и фразы по заданию друг друга читать, показывая в квадрате каждую букву, показывать ответы на вопросы и т.д.

А вот это задания из моей серии “осмысленных” упражнений на основе таблиц Шульте. (Квадраты только копируются в пост какими-то прямоугольными)

1. Выпишите все знаки по порядку и узнаете, что говорил Сенека о значении цели для человека.

11-е 65-р 74-о 12-к 40-ж 72-т 46-ь 10-в 69-у
18-е 41-и 22-к 52-е 64-е 23-а 61-в 51-н 30-с
68-б 28-р 32-а 38-е 1-К 58-д 81-. 19-т 76-у
5-а 36-н 57-о 53-г 47-, 29-и 17-а 80-м 33-н
44-у 75-п 6-ч 48-д 15-з 79-ы 77-т 4-д 63-т
13-н 71-е 31-т 20-, 42-т 25-о 45-т 78-н 24-к
55-н 16-н 70-д 56-и 37-д 2-о 73- п 27-п 67-е
14-е 60-н 3-г 21-к 59-и 49-л 7-е 62-е 39-р
50-я 26-й 35-о 43-п 8-л 66-н 34-и 54-о 9-о

2. Это совсем простое задание: В квадрате найдите названия 7 животных, читать можно в любом направлении (кроме диагоналей)

  1. В «Волшебном квадрате» найдите 5 слов, из оставшихся букв составьте понятие, объединяющее их в одну смысловую группу

Еще подобные задания можете найти в статье и про синичек

Напишите, пожалуйста, какие задания вам больше нравятся, какие вы бы хотели еще получить. Я готовлю книгу с заданиями, и мне очень нужно знать ваше мнение.

">

Теперь о том, как работать с таблицами Шульте.

Желательно это делать два раза в день, минут по десять. Слишком перенапрягаться не стоит, это не даст правильную динамику.

Усаживаемся поудобнее, расслабляемся. Желательно включить либо приятную музыку, либо хороший, правильный настрой. Сейчас много разных авторов предлагают различные тексты, тут уж подбирайте на свой вкус. Можно на этом сайте включить , его произведения создадут великолепную атмосферу для работы.

Направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать минимальные движения.

Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза, при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в размытом спектре зрения.

Вот как выглядят движения глаз у нетренированного человека. Соответственно, и время прохождения очень большое.

Первые результаты тренировок с таблицами Шульте

А вот так двигаются глаза у тех, кто находит все цифры за 15-20 секунд.

Хорошие результаты от тренировок с таблицами Шульте

А вот так двигаются глаза у тех, кто достиг в этом деле определённого мастерства, и проходит таблицу за 8-10 секунд. То, к чему надо стремиться.

То, к чему надо стремиться при работе с таблицами Шульте

Не надо делать из этого культа, и обязательно, именно сейчас, во что бы то не стало, достигать самого максимального результата. Всё должно проходить постепенно. Позанимались три недельки, достигли определённого стабильного результата, сделайте паузу. Через неделю, две, ещё раз попробуйте.

Постепенно, вы сами увидите эффект. Сами увидите, насколько улучшится ваша способность воспринимать информацию, память, мышление.

Когда вам надо что-то придумать, создать, написать, позанимайтесь с таблицами, и процесс пойдёт на более высоком уровне концентрации, более высоком творческом уровне.

Сами сформируете для себя правильный режим тренировок. И не забывайте, что это лишь базовое упражнение, своего рода гимнастика, зарядка для головы, поддержание хорошей, рабочей формы.

Я подготовил несколько таблиц, для того, чтобы вы смогли прямо сейчас приступить к тренировкам.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :

2024 professiya-online.ru. Программы. Интернет. Windows. Советы. Гаджеты. Ноутбуки.